Сейчас Вы просматриваете категорию - Очевидное невероятное. Вы можете скачать - Биоархитектура бесплатно без регистрации. Если вам понравилась новость - Биоархитектура, добавьте эту страницу в закладки.
Этим вы поможете развитию и продвижению сайта!
Мы привыкли к строгой упорядоченности наших городов, прямолинейности похожих друг на друга улиц, домам-коробкам "в клеточку”. И не только мы одни. Протест против однообразной среды, резкий контраст между творениями, созданными руками человека, и природой породил несколько десятилетий тому назад в западных городах такое необычное явление, как "живая архитектура” или бионика. Увлечение зданиями, копирующими формы живой природы - цветов, растений, насекомых, - не стало массовым, но все же оставило после себя уникальные архитектурные памятники.
Экскурс в историю. Если придерживаться исторических фактов, то выходит, что стремление отождествлять здание или целый город с живым существом, живым организмом - вовсе не плод идей, рожденных в последние десятилетия. Идеальные города эпохи Возрождения проектировались с учетом пропорций человеческого тела: центр города ассоциировался с сердцем, главный храм - с головой и т. д. Традиции древней японской архитектуры возводили единство жилища человека с природой в ранг абсолютного принципа. Но своего настоящего расцвета бионика в архитектуре достигла только в XX веке.
Бионика - явление малоизученное. До сих пор среди исследователей не существует единогласного мнения, творчество каких архитекторов следует отнести к направлению "живой архитектуры”. И все же основоположником бионики можно считать Антонио Гауди, жившего и творившего в Испании на рубеже XIX и XX веков. Творчество Гауди обычно относят к стилю модерн, но модерн настолько многолик, а постройки Гауди настолько индивидуальны, что их можно выделить в особый стиль - биомодерн.
Наиболее известное произведение Гауди - собор Саграда Фамилиа в Барселоне - одновременно и напоминает готические соборы, и ассоциируется с окаменевшим скелетом неведомого вымершего животного. Его остроконечные шпили, облицованные каменной чешуей, еще раз напоминают о "живом” происхождении сооружения. Парк Гюэль - ландшафтное творение Гауди - населен каменными ящерицами, которые, пригревшись на жарком солнце, так и остались там навсегда. Их панцири, выложенные из миллионов кусочков разноцветной каменной мозаики, сверкают и переливаются в ярких красках дня.
Населены фантастическими животными и жилые дома, построенные Гауди. Обычное окно прячется за балконом-химерой, конек кровли змеится чешуей дракона. А когда спускается ночь, дом засыпает под крыльями летучей мыши, выполненными из кованого металла.
Творчество Гауди настолько уникально, что с ним не сравнится ни одно из произведений последователей бионики, хотя они тоже по-своему интересны. Музей Гуггенхейма, построенный архитектором Франком Ллойдом Райтом в конце 50-х годов в Нью-Йорке, выполнен в форме улитки; оперный театр архитектора Утзона в Сиднее напоминает диковинную морскую раковину. Эти и другие творения продолжают идею "живой архитектуры”.
Неожиданно яркое продолжение идея бионики получила в Нидерландах в течение последних 20-30 лет. Дома с причудливыми изогнутыми фасадами, окнами в обрамлении чешуи-мозаики и крышами, поросшими травой, выросли в традиционно-бюргерских кварталах северной Венеции. В их пластичных формах и отрицании строгой логики и порядка чувствуется влияние Гауди.
Идеология Бионика родилась как одна из форм протеста против бездушно-формализованной архитектуры функционализма, в которой дом - это машина для жилья, а человек - всего лишь статистическая единица. Неудовлетворенность функционализмом и бегство от него у многих архитекторов проявились в возврате к историческим стилям. Другие, уповавшие на технический прогресс и развитие мегаполисов, создавали нарочито техногенные сооружения, ассоциирующиеся с реальностью научно-фантастических романов. И лишь немногие, считавшие исторические стили не жизнью, а маской жизни и презиравшие технократию, сделали свой выбор в пользу "живой архитектуры”, в пользу ее основных идей - единства с природой, богатства пластичных форм, отсутствия малейшего намека на организованность и упорядоченность, свободного обращения с цветом, повышенного внимания к деталям.
Сооружения бионики задумываются и воспринимаются как развивающийся организм, а не застывшая навеки коробка из четырех стен и крыши. Здания можно достраивать, перестраивать, доделывать, порою полностью меняя первоначальный замысел.
Еще одна характерная черта "живой архитектуры” - ее рукотворность. И Гауди, и его последователи видели творческий процесс не только в разработке проекта в тиши кабинета, но и в постоянном пребывании на строительной площадке. Причем не только с целью авторского надзора. Многие шедевры бионики созданы их авторами в прямом смысле вручную. Укладка мозаики, лепка скульптурных форм, ковка металла - все эти операции во многих случаях производились лично архитекторами. В этом смысле "живая архитектура” - авторское творение на все 100 процентов.