Воскресенье
24.09.2017
04:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Занимательная биология
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Язык / Language

Меню сайта

Случайные новости
Последние новости
Мужчины вымрут?

Последние новости
Сказание о грибной войне


Структурные компоненты животной клетки. В.Н.Фросин


Биологическая викторина.

Последние новости
Форма яйца - идеальная??? Здесь ответ!


Викторина-блиц на уроках биологии .


Комбинированные задачи.

Последние новости
Гипофиз

Последние новости
В ЯПОНИИ ПОЙМАНО ГИГАНТСКОЕ ГОЛОВОНОГОЕ, ПЕРЕВЕРНУВШЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРСКИХ ЧУДОВИЩАХ

Последние новости
Учёные заглянули в лицо страха и вскрыли основы лицемерия.

Последние новости
Лопе Де Вега

Последние новости
Черви.


Фотоальбом

Мини-чат

Главная » Файлы » Сказки и легенды » Легенды о животных

Сейчас Вы просматриваете категорию - Легенды о животных.
Вы можете скачать - Насекомые в мифологии бесплатно без регистрации.
Если вам понравилась новость - Насекомые в мифологии, добавьте эту страницу в закладки.
Этим вы поможете развитию и продвижению сайта!


Экологические сказки [5]
Биологические сказки [18]
Сказки, в которых речь идет о биологических фактах
Легенды о цветах [21]
Легенды о животных [10]

Насекомые в мифологии
[ ] 16.10.2011, 22:58
Насекомые — хтонические существа, воспринимаемые как нечисть (кроме пчелы и божьей коровки) и поэтому подвергаемые ритуальному изгнанию (см. Гады). Для Насекомых характерна символическая соотнесенность со скотом. В символике муравьев, блох, вшей, клопов, мух, пчел существенную роль играет признак множественности.

С гадами Насекомых роднит дьявольская природа (дьявол сотворил мух, ос, шершней, шмелей), ядовитость (бабочки, паука, медведки и др.), использование в обрядах вызывания дождя (вши, блохи, паука, медведки, муравьев). По украинскому поверью, мошки, комары, мухи завелись из пепла; согласно южнославянским легендам, блохи, мухи и комары произошли из искр от змеиного удара хвостом по углям, блохи — из горсти земли, из праха или пепла змеи, вши — из пыли, пепла, из крови змеи.

У всех славян распространены представления о Насекомых как образе души: в виде мухи, бабочки, муравья, жучка душа покидает тело человека во время сна, особенно ведьмы, в виде мухи или бабочки она вылетает из умирающего и посещает родной дом после смерти, светлячков воспринимают как души людей, с душами живых членов семьи отождествляют зимующих в доме мух.

Разнообразны ритуально-магические способы изведения Насекомых у восточных славян. Часто пойманного таракана хоронили, считая, что остальные пойдут за ним следом. Сажали его в лапоть или клали в «гробик» из репы или ореховой скорлупы и везли на ниточке на кладбище, там закапывали и ставили крестик. Иногда привязывали таракана ниткой за лапку и тащили на кладбище, когда туда везли покойника. По пути голосили: «Забери, голубчик, всех своих братиков, сестричек да мою хату мне очисть». Таракана бросали в могилу, когда в нее опускали покойника. Клопов спроваживали на «тот свет», подкладывая в гроб покойнику и приговаривая: «Куды гроб, туды клоп» . Разыгрывали похороны блохи с мухой, посаженных в огурец: наряжались попом, кадили смолой, голосили, стучали в косы, изображая колокольный звон, всей деревней провожая «мертвецов» на кладбище. Закапывая блоху, причитали: «Попрыгунья блошка, подогни ножки, перестань скакать, пора ложиться помирать» .

В некоторых местах таракана всей семьей волокли из дома на нитке через плечо и погоняли хворостиной: «Нейдет, пойдет… Ухнем!» Тянули за ниточку через дорогу под пение свадебной песни о том, как везут невесту с богатым приданым в новый дом. В день св. Тимофея Прусского (10. VI) выволакивали на двор в лапте пару прусаков и секли лапоть с угрозой: «Убирайтесь, прусаки, не то побьют вас мужики!» Выносили на коромысле двух тараканов к реке, приговаривая: «Пошли, поехали, живые покойники» , а затем бросали в воду. Иногда тараканов бросали вслед выгоняемому стаду, веря, что все тараканы уйдут за стадом в поле.

От Насекомых избавлялись также путем передачи или подбрасывания кому-либо. Незаметно приносили тараканов соседям, в сенях читали заговор: «Сорок тараканов, сорок первый таракан — вся стая их, идите к соседу такому-то, а в нашей избе чтобы не слышно, не видно — духу не было. Аминь, аминь, аминь» . Клопов бросали священнику в спину со словами: «Куда поп, туда и клоп» , тайком клали ему в шапку или под седло лошади, говоря- «Попы, попы, возьмите наши клопы» .

В заговенье Рождественского поста одна женщина обегала вокруг дома верхом на кочерге и стучала в дверь, а другая выходила к ней верхом на помеле. Первая спрашивала: «Чем заговелись?» — «Хлебом-солью». — «А клопы чем заговелись?» — «Клоп клопа съел». На Новый год открывали настежь дверь и выгоняли из хаты тараканов старым веником: просили их идти поколядовать к соседям. Сверчков отсылали «к месяцу на свадьбу», разъезжая по хате верхом на клюке с распущенными волосами. Мух изгоняли по окончании жатвы, высылая на небеса за снегом: «Черные мухи из хаты, белые в хату».

От тараканов избавлялись лишь «бескровным» способом. Бить и давить их, особенно черных, считалось грехом, поскольку черные тараканы в доме предвещают богатство и счастье. Их даже приносили с собой при переезде в новый дом и прикармливали по большим праздникам, т.к. верили, что благодаря черным тараканам лучше будет вестись скот. Когда тараканы покидали дом сами, считали это предвестьем пожара или смерти кого-нибудь из домашних. Роль домашнего покровителя приписывалась и другим Насекомым . В Полесье верят, что паук приносит в дом богатство и благополучие, называют его «хозяином». У поляков запрещалось убивать пауков в хлеву, иначе скот будет сохнуть. По поверьям чехов, поляков, украинцев, присутствие в доме стрекочущего сверчка сулит счастье и деньги. Хорошей приметой считали также появление в доме муравьев.
Лит.:

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1991. С. 416-526; Терновская О.А. К описанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и балканский фольклор. М., 1981. С. 139-159;

Терновская О.А. Ведовство у славян. П. Бзык (мухи в голове) // Славянский и балканский фольклор. М., 1984. С. 118-130.

А.В.Гура
Битая ссылка

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

Категория: Легенды о животных | Добавил: litechko | Теги: насекомые
Просмотров: 1717 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Гость



Группа:
Гости
Время:04:26

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск

Новости сайта
Последние новости
Амеба


Євглена зеленая

Последние новости
Инфузория

Последние новости
Аппликация из спилов веток

Последние новости
Однодольные

Последние новости
Папоротевидные

Последние новости
Разнообразие водорослей

Последние новости
Антони ван Левенгук

Последние новости
Программированный опрос Тема: Пищеварение.

Последние новости
Закончить предложение

Последние новости
Тема: Кровообращение.

Последние новости
Чудо регенерации планарии

Последние новости
Небесные охотники. Мир стрекоз

Последние новости
Мир природы. Бабочки

Последние новости
Очарование природы - Семь сезонов.


Доска почёта






Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня сайт посетили:


» Зарег. на сайте
Всего: 621
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 3
Модераторов: 1
Модератор форума:
Проверенных: 0
Пользователей: 617
» Из них
Мужчин: 120
Женщин: 501

PR-CY.ru

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz