Четверг
25.04.2024
10:11
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Занимательная биология
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Язык / Language

Меню сайта

Случайные новости
Последние новости
Викторина .50 вопросов . Рыбы.


ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА.

Последние новости
Шутки природы.


Экспрессия гена у эукариот. В.Н.Фросин

Последние новости
Модель скелета человека IK Puppet 1.0


Мейоз. Оплодотворение. В.Н.Фросин


ОДА ГОЛОВАСТИКУ, ПРЕВРАТИВШЕМУСЯ В ЛЯГУШКУ

Последние новости
Пищеварение.

Последние новости
Цветы Ночи.

Последние новости
10 фактов о кошках

Последние новости
Сказание о грибной войне


Биологическая викторина.


Фотоальбом

Мини-чат

Главная » Файлы » Сказки и легенды » Биологические сказки

Сейчас Вы просматриваете категорию - Биологические сказки.
Вы можете скачать - Г.Е.ЛУПАНОВА.Биосказки(1-6) бесплатно без регистрации.
Если вам понравилась новость - Г.Е.ЛУПАНОВА.Биосказки(1-6), добавьте эту страницу в закладки.
Этим вы поможете развитию и продвижению сайта!


Экологические сказки [5]
Биологические сказки [18]
Сказки, в которых речь идет о биологических фактах
Легенды о цветах [21]
Легенды о животных [10]

Г.Е.ЛУПАНОВА.Биосказки(1-6)
[ ] 22.02.2013, 20:28

http://bioskazki.ru/index/ob_avtore/0-42 сайт "Мир биологических сказок " и не только

Первая сказка
 
Однажды Тимоша и Женя сидели на диване и рассматривали книгу «Происхождение Земли». Книга была толстая и красивая.
– Тут на картинках изображено то, что было на Земле давным-давно, – сказал Женя, – когда нас с тобой на свете еще не было, и папы с мамой, и бабушки с дедушкой, и людей, и зверей, никого не было.
– А что же было?
– Ну давай посмотрим, что было.
Но сколько мальчики ни смотрели, они никак не могли понять, что же было на Земле давным-давно. Уж очень взрослая это была книга.
И тогда Женя сказал:
– Я придумал. Нам нужно построить машину времени.
– Здорово! – восхитился Тимоша. – А зачем?
– Мы полетим на много-много лет назад и увидим, что было, когда Земля была еще совсем молодой.
– Разве такие машины бывают? – удивился Тимоша.
– Конечно. Об этом во многих книжках написано. Сейчас мы ее сделаем.
Женя прочитал так много книг, что ему можно было верить.
Мальчики стали строить машину времени. Они положили на пол два стула и сделали стенки из кубиков. Женя принес из коробки разобранный радиоприемник и сказал, что это будет «электронное управление». Сверху они закрыли машину времени пледом и залезли внутрь.
Внутри машины было темно, но Женя зажег фонарик и осветил им пульт управления. Получилось как в настоящем корабле. Ребята нажали кнопку «ПУСК» и закричали:
– У-у-у! Р-р-р!
Машина времени плавно тронулась с места.
Через некоторое время Женя объявил:
– Приехали!
Мальчики выглянули в иллюминатор и увидели страшные бушующие волны. Они обрушивались на машину времени и грозили утопить ее. Даже Женя немножко испугался и закричал:
– Срочно взлетаем вверх!
Тимоша нажал кнопку, и машина взлетела. Но тут – ба-бах! – раздался страшный гром. Машина времени задрожала от сильного удара.
– Хорошо, что у машины такие крепкие стенки, – сказал Тимоша. – Смотри, в нее ударила молния.
– А небо-то какое! – подхватил Женя. – Все в тучах, кругом сверкают молнии, и дождь поливает.
– А от грома я прямо оглох, – прокричал Тимоша.
Дальше они летели молча, потому что в таком шуме разговаривать было невозможно. Вдруг Женя, вытянув руку, сказал:
– Впереди вулкан!
Мальчики затаили дыхание. Вдалеке, на маленьком острове посередине моря, горел громадный, до неба, костер. Это был вулкан.
Женя осторожно повернул руль, и машина времени подлетела к вулкану. Это была огромная гора с провалом на самой вершине. Из него вылетали огромные камни, тучи пепла и раскаленные брызги, а по склонам текли вниз огненные реки.



– Ну и дыра! – закричал Тимоша в восторге и ужасе.
– Эта дыра называется кратер, – тут же поправил его Женя.
Тимоша долго смотрел на кратер, потом что-то вспомнил и сказал:
– Вот один раз мама ушла, а мы с папой стали кашу варить. Она у нас из кастрюли полезла, как этот огонь из кратера.
– А эта огненная река называется лавой, – продолжал Женя. – Между прочим, это расплавленные камни.
– Кто это – расплавленные? – не понял Тимоша.
– Расплавленные – значит жидкие.
– Разве бывают жидкие камни? – удивился Тимоша. – Они твердые-претвердые. Даже говорят: «Твердый, как камень».
– На поверхности Земли не бывает, – согласился Женя, – но внутри вулкана такая жара, что камни тают в нем, как мороженое летом.
– А потом?
– А потом, когда жидких камней становится много, они выплескиваются наружу и текут вниз. А вон там, смотри, подальше внизу, лава застыла и почернела.
– Давай посмотрим поближе, – попросил Тимоша.
Машина времени осторожно приземлилась в стороне от вулкана, там, где огня уже не было. Мальчики вышли на серую поверхность.
– Женя, тут костер горел. Смотри, сколько пепла и углей.
Тимоша наклонился и поднял камушек:
– Ой, горячий! – отбросил он камень. Тот упал, пробил серую корку, и под ней показалась светящаяся дырочка. – Смотри, смотри, там огонь, – закричал малыш.
– Это лава еще не остыла, только сверху затвердела, как лед на луже.
Мальчики испугались – вдруг они провалятся в такую огненную лужу, и залезли обратно в машину времени.
– Женя, давай полетаем, поищем какую-нибудь полянку. Не нравятся мне эти вулканы и моря. Они страшные! Давай полетим куда-нибудь, где нет грозы, – попросил Тимоша.
Женя с сомнением покачал головой, однако согласился. Действительно, уж очень страшно было кругом: кипел вулкан, ревели волны, громыхал гром и сверкали молнии.
Женя взялся за штурвал и закричал:
– Лево руля! Полный вперед!
Они полетели высоко над Землей. Тимоша смотрел то вверх – нет ли солнца, то вниз – не мелькнет ли где полянка или роща.
Но видел он только бескрайний океан с огромными волнами и маленькие клочки суши – голые камни и скалы. Земля дрожала от бесчисленных извержений вулканов. И нигде-нигде не было ни травинки, ни деревца. Не летали птицы, не бегали звери, и во всем огромном океане мальчики не увидели ни одной рыбки.
Наконец Тимоша сказал:
– Женя, я вижу ровное место. Здесь нет никаких гор. Давай спустимся и побегаем, а то у меня ноги устали сидеть.
– Это ровное место называется равнина. Посадку разрешаю.
Но только он начал спуск, как земля внизу под ними задрожала и... треснула. Вместо ровного места оказалась глубокая пропасть.
– А-а-а! – испуганно заплакал Тимоша. – Женя, что это такое?
Женя был не только умный, но еще и смелый. Он быстро поднял машину времени вверх, в небо. Мальчики были спасены.
– Вот это землетрясение! – закричал он. – Ты видел, какое сильное землетрясение!
– Никогда не думал, что земля может трястись, – отвечал Тимоша, постепенно приходя в себя от испуга. – А если бы там дом какой-нибудь стоял? Или люди гуляли бы?
– Землетрясения бывают и в наши дни, – сказал Женя. – Тогда настоящие крепкие дома рушатся, словно они сделаны из детских кубиков. Рушатся дороги и мосты, могут и люди погибнуть. Землетрясение – это очень страшно и опасно.
– А часто они бывают? – поинтересовался Тимоша.
– Сейчас, когда мы с тобой живем, сильные и разрушительные бывают редко. А вот когда Земля была молодой, землетрясения происходили почти все время.
Тимоша со страхом увидел, как земля вдали снова раскололась.
– Что она все время трясется-то? – пробормотал он.
– Молодая, вот и трясется, – рассудил Женя. – Устраивается поудобнее. Дети ведь тоже всегда прыгают и скачут, а взрослые сидят на месте и шевелиться не желают. Например, заставь-ка нашего папу в пятнашки поиграть!
Мальчики засмеялись.
Тимоша взглянул вверх. Тучи рассеялись, и в небе горело яркое-яркое солнце. Такое же, как в его мире, на его Земле, где есть деревья и птицы и любимый город Санкт-Петербург.
– Женечка, – предложил он, – давай залезем на крышу машины времени и позагораем на таком добром солнышке.
– Ни в коем случае, – строго сказал Женя. – Это очень опасное солнце. Если под ним позагорать, то можно умереть.
– Почему? – удивился Тимоша. – Ведь оно такое яркое и чистое?!
– Потому что в воздухе нет еще защитного озонового слоя. Он появится позже, когда на Земле будет много растений, а в атмосфере, т.е. в воздухе, – много кислорода. А сейчас в воздухе одни ядовитые газы – метан и аммиак.
– Ничего не понимаю, – обиделся Тимоша.
– Это значит, – терпеливо объяснил Женя, – что если ты вылезешь позагорать, то сперва задохнешься, а потом сгоришь. Это тебе ясно?
– Это мне ясно, – ответил Тимоша. – Неясно только, сколько мы еще здесь летать будем. Здесь нет ничего, ну ничегошеньки хорошего, и я хочу к маме.
Женя не стал возражать:
– Приступаю к выполнению программы обратного полета. Пуск. Полетели!
Снова стало так темно, что пришлось включить фонарик. Наконец Женя объявил:
– Приехали.

 

Мальчики откинули одеяло и очутились у себя в комнате.

 

Вторая сказка

Вечером после ужина папа как всегда смотрел телевизор, а мама что-то шила в уголке. Женя доделал уроки, а Тимошины солдатики победили всех врагов. Вот тогда-то малыш и спросил у брата:
– Все-таки, Женя, я не понимаю, у нас сейчас такая красивая и хорошая Земля. А мы видели ужас какой-то. Откуда же все взялось – и трава, и мухи, и люди?
 – Давай опять построим машину времени и слетаем посмотрим, – предложил Женя.
Честно говоря, Тимоше было немного страшновато отправляться в такое опасное путешествие снова, но он знал, что мальчики должны быть смелыми. Он пошел к маме и спросил:
– Мама, можно мы на машине времени полетаем?
Но мама сказала недовольно:
– Ну вот! Только я порядок в квартире навела. Нет уж, лучше посидите и почитайте что-нибудь.
Тимоша вернулся к Жене и радостно доложил:
– Мама летать не разрешает. Велела книги почитать.
Женя подошел к шкафу, где стояли умные книги, и взял самую толстую из них. Она называлась «Происхождение жизни на Земле».
– Вот сейчас мы посмотрим, что было в самом начале. Узнаем, как жизнь на Земле появилась.
Тимоша перевернул несколько страниц и закрыл книгу:
– Да ну ее, Жень, мы тут ничего не поймем: слова какие-то нерусские и трудные, значки непонятные. Давай не будем такую книгу читать.
Но Женя не только опасностей не боялся, ему и трудности были нипочем.
– Ничего, – сказал он. – Неси кубики, карандаши, пластилин и все трубочки, какие только найдешь.
Тимоша покопался в ящике с игрушками, нашел футляр от термометра, калейдоскоп, дуло от ружья и еще две какие-то трубочки, принес и спросил:
– А зачем нам это?
– Сделаем электронный микроскоп, – ответил ему брат. – Будем рассматривать молекулы и атомы.
– Это что за звери? – удивился Тимоша.
– Это не звери. Атомы – это кубики, из которых построен весь мир.
– Такие кубики, как у меня? – еще больше удивился Тимоша.
– Почти, – подтвердил Женя, – только очень, очень маленькие. Их даже в самый сильный микроскоп не видно. Микроскоп – это прибор.
 – А что такое прибор?
– Приборами мы называем разные устройства, которые помогают ученым, – объяснил Женя. – Микроскоп – такое устройство, которое позволяет разглядывать разные мелкие вещи, которые простым глазом не увидишь.
– А в сильный микроскоп?
– А в сильный микроскоп можно разглядеть совсем крохотные предметы.
– А в электронный микроскоп? – не унимался Тимоша.
– А в электронный микроскоп можно разглядеть даже молекулы, если они большие.
– И атомы?
– В настоящий электронный микроскоп атомы увидеть нельзя. Но мы с тобой сделаем сказочный супер-пупер-электронный микроскоп и при суперувеличении увидим даже атомы.
– А при пупер-увеличении?
– А при пупер-увеличении увидим, из чего сделаны атомы.
А поскольку Жене немножко надоело отвечать на Тимошины вопросы, он сказал:
– Сейчас увидишь.
Мальчики долго и старательно соединяли трубочки. Наконец у них вышел замечательный сказочный супер-пупер-электронный микроскоп.
Женя отдал приказ:
– Внимание! Отправляемся в мир протонов и электронов! Даю пупер-увеличение. – Они приставили трубочки к глазам и увидели...
...Плотной кучкой лежали какие-то шарики, а вокруг них летали-мельтешили то ли облака, то ли горошинки. У Тимоши даже в глазах зарябило:
– Что это такое и что они носятся, как угорелые? – спросил он.
– Ты видишь атом, в центре – ядро, а вокруг ядра кружатся электроны. Им нельзя иначе, а то они упадут на ядро.
– На какое ядро?
– А вот видишь, куча шариков лежит. Это ядро. Эти шарики очень тяжелые, они называются протоны и нейтроны. А электроны, которые вокруг летают, – очень легкие. Но хоть они и легкие, им все равно нужно без остановки вокруг ядра летать, иначе они на него упадут.
– Жалко мне эти электроны, – посочувствовал Тимоша. – Знаешь, Женя, когда ты сказал, что из атомов-кубиков весь мир построен, я подумал, что меньше атомов ничего на свете не бывает. А оказалось, в этих атомах чего только нет: и протоны, и нейтроны, и электроны...
– Не ты один так думал, – успокоил брата Женя. – Даже само слово «атом» означает «неделимый». Люди только недавно узнали, что атом имеет сложное строение, что ядро притягивает электроны...
– А, знаю, знаю, – радостно закричал Тимоша. – Я так играл с магнитами. Они тоже притягиваются, правильно?
– Правильно, – подтвердил Женя.
Они снова стали смотреть в свой электронный микроскоп. Ядро лежало спокойно, а облачка-электроны вращались вокруг. Тимоша сказал:
– Женя, посмотри, одни облачка летают пониже, а другие – повыше, и они друг другу не мешают.
– Естественно, – важно кивнул Женя, – в мире атомов всегда порядок. Каждый электрон знает свой путь, по которому он летает. Этот путь называется орбитой. А если он со своей орбиты соскочит, то происходят великие события.
– Какие события?
– Разные превращения вещества. Они называются химическими реакциями. Химические реакции – это...
– Женя, – взмолился Тимоша, – у меня от умных слов сейчас голова лопнет. Мне, конечно, интересно, но давай поиграем во что-нибудь обыкновенное.
Тимоша оторвал глаза от микроскопа и сейчас же очутился у себя дома.
– Давай играть в магнитики! – предложил Тимоша.
Мальчики достали куски магнита и играли с ними до тех пор, пока не пришла пора ложиться спать.
Третья сказка

На другой день мальчики решили еще раз заглянуть в электронный сказочный супер-пупер-микроскоп.
– Женя, – спросил Тимоша брата, – вот я вижу: в одних атомах в ядрах по одному протону-шарику, а в других – по четыре, в третьих – еще больше, а есть совсем огромные. Это взрослые атомы и их дети, да?
– Нет, атомы не растут. Все атомы, у которых число протонов одинаково, сами одинаковы и составляют какой-то один элемент, сорт атомов. Это как ну сорт яблок, что ли. Атомов одного элемента много, а вот самих элементов довольно мало – всего-то около ста.
– А почему не больше?
– Если в ядре слишком много протонов, оно может развалиться. Сам знаешь, если построить домик из трех кубиков, то он стоит прочно. А если строить высокую башню, она так и норовит упасть и рассыпаться.
– Сто, я знаю, это немало, но и не так уж много, чтобы из ста элементов было сделано все-все на свете: и дома, и горы, и мы с тобой. Тем более что эти штучки, атомы, такие малюсенькие. Их ведь только в супер-пупер-электронный микроскоп видно.
Женя терпеливо объяснил:
– Ты, Тимоша, знаешь цифры?
– Конечно, знаю.
– Их много?
Тимоша даже засмеялся:
– Конечно, мало! Всего-навсего десять! Что ты детские вопросы задаешь?!
– А много ли ты можешь сосчитать этими цифрами?
– Хоть до бессчетного количества!
– Вот и мир устроен из одних и тех же цифр-атомов. Но у них там порядок очень строгий. Как только один протон в ядре прибавляется, так получается новый элемент. Если у элемента только один протон – значит это водород. Из него получается такой легкий газ, который папа приносил нам на праздник в воздушном шарике.
– Помню, помню, – закричал Тимоша. – Этот шарик к потолку улетел и там прилип. Значит, в нем водород был?
– Водород. Его обозначают буквой Н.
– Я знаю эту букву!
– Нет, не знаешь! Эта буква только похожа на русскую, а на самом деле она называется «аш».
– Аш, – старательно повторил Тимоша.
– Элемент водород очень любит со всеми дружить. Говоря по-научному, он – активный элемент.
Тимоша очень удивился:
– Женя, а как это атомы дружат?
– Когда атомы дружат, они соединяют свои электроны так, чтобы они стали общими. Эти атомы становятся неразлучными, везде ходят и летают вместе. Эти подружившиеся атомы называют молекулами.
– А «аш»-водород с кем дружит?
– Водород – очень активный элемент. Он один почти никогда не живет. Только и думает, с кем бы подружиться. Если уж совсем никого рядом нет, атомы водорода между собой дружить начинают. Соединяют свои электроны, словно ручки друг другу протягивают. Вот так: Н – Н. Получается молекула водорода: Н + Н --> Н2.
– А зачем ты двоечку внизу написал?
– Это знак, что молекула газа водорода состоит из двух одинаковых атомов.
Тимоша потер нос рукой и сказал:
– Ты мне такие трудности рассказываешь, что я, наверное, тоже скоро умным стану. Но я хотел бы посмотреть, правда ли атомы так дружат.
– Пожалуйста, – согласился Женя. – Включаю микроскоп.
Мальчики приставили к глазам трубки, которые Женя называл окулярами, и увидели такую картину. Везде прогуливались, летали, стояли атомы – маленькие, большие и совсем огромные. Почти совсем не было видно одиноких атомов. Они гуляли парами, втроем, целыми семьями и даже длинными паровозами. Словом, глаза разбегались.
– Вот эти группы атомов и называются молекулами, – объяснял Женя. – Если, например, соединятся водород и кислород, то получится...
– Я знаю – газ, – вставил Тимоша, довольный своей ученостью.
– И кислород тоже газ, но если их соединить вот так: два водорода и один кислород — 2Н + О --> Н2О, — то получится вода.
– Вода? – удивился Тимоша. – Но это же никакой не газ. Вода тяжелая, течет, ее пить можно. А газ – это то, что летает. Ты, Женя, опять шутишь надо мной.
Женя засмеялся и сказал:
– В химии много таких чудес. Химики из жидкой нефти сделали, например, твоих солдатиков.
Тимоша очень удивился, но решил поверить Жене. В конце концов чудес на свете видимо-невидимо.
– Умение атомов протягивать ручки и дружить называется валентностью. Вот, например, водород одновалентен, у него только одна ручка: Н–. А элемент кислород двухвалентен. Он пишется так – О.
– А читается? – хитро спросил Тимоша. – Тоже как-нибудь не по-нашему?
– Читается обыкновенно: «о». Но у него две ручки: –О–. И вот договорятся водород и кислород подружиться. Дают друг другу ручки и получается: Н–О–. А кому кислород вторую ручку даст?
– Пусть он еще с одним «аш»-водородом подружится!
– Правильно! Н–О–Н – получилась вода. Химики воду так и называют: «аш-два-о».
У Тимоши даже в носу защекотало от нетерпения:
– Женечка, мы атомы видели, молекулы видели. Давай посмотрим теперь, как они дружить договариваются.
Жене самому было интересно. Он сказал:
– Когда атомы договариваются дружить, это называется химической реакцией. Давай посмотрим химическую реакцию соединения кислорода с водородом! Внимание! Начинаю реакцию!.. А-а-а!



Они не успели ничего рассмотреть в свой электронный микроскоп. Видели только, как молекулы кислорода и водорода бросились навстречу друг другу, и все загремело и загрохотало.
Женя опомнился первым. Он приподнял голову и огляделся. Тимоша лежал, закрыв голову руками. Рядом валялись осколки сказочного супер-пупер-электронного микроскопа.
Дрожащей рукой Женя потрогал брата.
 – Тимошенька, с тобой все в порядке?
Тимоша открыл лицо и оглядел комнату круглыми глазами.
– Ой, Женя, как я напугался! Что это было?
– У нас получился гремучий газ, – признался Женя. – Я забыл, что когда водород и кислород соединяются, по-другому называется реагируют, то всегда взрываются, и получается вода. Вот, смотри.
На полу среди обломков электронного микроскопа блестела лужица воды.
Тимоша с ужасом посмотрел на разгром и сказал:
– Женя, давай не будем больше в такие страшные игры играть. Ну ее, эту химию. Что-то я ее боюсь.
– Ну давай, – на редкость покорно согласился Женя. Ему самому было не по себе.
Тут вошла мама, посмотрела на беспорядок и сказала:
– Опять у вас все вверх тормашками. Ну-ка быстро все уберите, да воду не забудьте вытереть. Что это вы с водой на паркете вздумали играть?
Четвертая сказка

Когда Женя пришел из школы, Тимоша играл. Он строил из кубиков пирамиды и башни, потом брал один или несколько кубиков и бросал их в постройку. При этом он громко кричал:
– Реагируют со взрывом! – бросался на пол и закрывал голову руками. Потом осторожно приподнимался, смотрел, что осталось от башен, и, довольный, начинал все сначала.
Женя немного постоял, посмотрел, но, так ничего и не поняв, в конце концов спросил:
– Что это ты делаешь?
– Это – химическая реакция, – объяснил Тимоша. – Вот видишь, это – молекула. – Тимоша показал на пирамидку из кубиков. – А это – другая, – и он показал на пару кубиков, зажатых в кулаке. – Смотри: они реагируют со взрывом. – Тимоша бросил кубики в пирамидку и упал на пол.
– Ложись! – закричал он.
Женя грохнулся рядом и зажмурился. Полежал немного и решил встать. Тимоша был уже на ногах и показывал брату результаты:
– Смотри, вот одна молекула образовалась, а вот – другая.
Он показал на кубики, лежавшие на месте «реакции». В одном месте лежало два кубика рядом, а в другом – три.
– Здорово! – обрадовался Женя. – Давай вместе так играть!
Это была очень интересная игра. Дети устраивали реакции, пока не устали. Наконец они сели отдохнуть.
– Помнишь, Женя, мы летали на машине времени на молодую Землю. Там все-все было ядовитое: и солнце, и воздух, и вода. Ты сказал, что там много ядовитых газов. А сейчас их нет. Я думал, думал, куда же они делись, эти ядовитые газы, и знаешь, что я придумал? Наверное, они прореагировали со взрывом и стали чем-нибудь полезным. Правильно я догадался? – Тимоша чуть не лопался от гордости.
– Правильно, только не всегда со взрывом, чаще очень-очень медленно.
– И вот я думаю, думаю, думаю, – серьезно произнес Тимоша, – а во что же они, эти полезности, потом превратились? Ты знаешь?
– Эти ядовитые газы в конце концов превратились в живые существа.
– Женя, а разве так бывает, чтобы ядовитые газы превращались в живые существа? Объясни мне, как это может быть.
– Очень просто, – сказал Женя. – Помнишь, мы говорили про химические элементы?
– Помню, помню. Водород – «аш», кислород – «о»...
– Есть несколько химических элементов, без которых не было бы жизни. Из них построены очень важные молекулы – аминокислоты.
– Трудное слово!
– Трудное, да нужное. Аминокислоты – самые главные для жизни молекулы. В древнем безжизненном океане они были первыми признаками того, что когда-нибудь на Земле появится жизнь. Аминокислоты – молекулы жизни, но, конечно, это – не живые существа.
– А из чего сделаны эти самые а-ми-но-кис-ло-ты?
– Из тех химических элементов, без которых жизнь невозможна. Они называются биогенными элементами. В переводе это означает производящие жизнь.
– Наверное, их очень много, – рассудительно произнес Тимоша. – Жизнь – это сложная штука.
– Конечно, для жизни нужно много всяких химических элементов, но самых главных совсем немного: углерод – С, азот – N и наши знакомые водород – Н и кислород – О. На безжизненной древней Земле водорода и кислорода было очень много...



– В воде! – выпалил Тимоша. – Вода – это «аш-два-о».
– Ну, ты молодец! – восхищенно заметил Женя. – Скоро ты мне будешь все объяснять, а не я тебе. А теперь смотри. Вот формула ядовитого газа аммиака – NH3. А это формула другого ядовитого газа, метана – CH4.
– Так тут же одни биогенные элементы! – Тимоша обрадовался так, словно знакомых встретил. – Смотри, С – углерод, N – азот и наш любимый приятель водород!
– Но ты помнишь, – продолжал Женя, – какое солнце было тогда на Земле? Под ним нельзя было загорать, такое оно было злое, жестокое. Зато под таким солнцем хорошо шли химические реакции. Да и грозы с вулканами помогали. И в результате этих реакций чего только ни появлялось! В том числе и аминокислоты...
– Как это? – спросил Тимоша. – Я хотел бы посмотреть. Жаль, что наш супер-пупермикроскоп взорвался.
– А давай мы такую игру сделаем! Вырежем биогенные элементы, приделаем к ним ручки – валентности – и будем строить аминокислоты.
– Давай! – обрадовался Тимоша.
Они взяли картон, ножницы и маленькие гвоздики. Потом вырезали из картона красивые обозначения химических элементов: С, Н, О, N. Это означало: С – углерод, Н – водород, О – кислород и N – азот. Гвоздиками они прикрепили ручки-валентности так, чтобы эти ручки крутились в разные стороны и атомам было удобно протягивать их друг другу. Тимоша предложил:
– Пусть у них, как и у нас, будет по две ручки.
Но Женя возразил:
– Нет. У атомов разное количество протонов и электронов, разные свойства и разные валентности, у каждого – своя. Нам тут ничего придумывать нельзя. У водорода валентность – один, у кислорода – два, у азота – три, у углерода – четыре.
И братья сделали вот такие фигурки:



А потом они сидели и строили из них аминокислоты. Женя объяснил, что условие игры одно: в молекуле на одном конце должна быть группа –СООН, а на другом – группа –NН2, иначе это будет что угодно, только не аминокислота. Работа закипела. Мальчики настроили целую кучу молекул аминокислот. А потом весь вечер кроили и перекраивали их.
Чего только они ни построили! И длинных, как змеи, и узорчатых на весь стол, и маленьких, и кругленьких, и угловатых, словом, всяких. Женя сказал:
– Знаешь, вот так же работает и природа. Она когда-то, давным-давно, тоже придумывала, пробовала, строила и наконец выбрала двадцать самых лучших аминокислот. Вот они. Эти аминокислоты – основа всей жизни на Земле.
Пятая сказка

Когда Женя пришел из школы, он увидел, что Тимоша сидит на диване с умным видом и ковыряет в носу.
– О происхождении жизни думаешь? Это интересно. Давай помогу.
– Я думаю, – медленно сказал Тимоша, – что аминокислоты – это одно, а крокодил, например, – это совсем другое. Как же все-таки из аминокислот крокодил получается? Мне кажется, это довольно трудно.
– Да, – согласился Женя. – Во-первых, очень много аминокислот на крокодила нужно. Это ведь мы их только рисовали такими большими, а на самом деле они маленькие, их только в супер-пупер-электронный микроскоп увидеть можно. Даже в настоящий научный и то не видно. Они жили в древнем океане. В это время солнце, грозы и вулканы наделали очень много аминокислот из воды и ядовитых газов – метана и аммиака.
И вот плавали аминокислоты в океане и скучали. Подплывает одна к другой и говорит: «Давай дружить!» Поплавают, поболтают о том о сем. Другим аминокислотам завидно делается, подплывают к ним, говорят: «Возьмите нас в компанию!» Так и объединяются. Построятся аминокислоты в хоровод – произойдет реакция, и получается белок. Белок – основа жизни. Но один белок жить не может, да и уцелеть ему трудно – того и гляди в какую-нибудь химическую реакцию попадешь. Стараются белки вместе держаться, друг другу помогать и защищаться.
Ну а если белков, аминокислот и других молекул много-много собирается вместе, то такие объединения называются коацерватами. И вот уже в океане плавает маленькая капелька, ее можно было бы даже в обыкновенный микроскоп увидеть. А в этой капельке, как в домике, тысячи белков и аминокислот собрались, и вместе им хорошо.
– Здорово! – обрадовался Тимоша. – Как в теремке. И все друг другу помогают.
– Они друг друга защищают, а поодиночке могут погибнуть, – продолжал Женя.
– Я знаю почему, – вставил Тимоша, – из-за химических реакций.
– Конечно, ведь солнце жжет, вулканы извергаются, молнии сверкают, химические реакции идут все время, вещества распадаются и создаются, словом, ад кромешный. А жить-то все хотят! Вот эти шарики – коацерваты — как домики для белков. Представляешь, плещется океан, полный больших и маленьких коацерватов. Все они жить хотят, а чтобы жить – нужно кушать. Чтобы пищу найти – нужно двигаться. А кто не двигается и не ест, тот...
– Погибает, – догадался Тимоша.
– Правильно, а их остатки растаскивают и съедают другие коацерваты. Так они и жили, так и плавали, друг друга кушали. И самые большие, самые толстые коацерваты решили навести внутри себя порядок: одна часть коацервата стала заниматься тем, что ловила добычу на весь коацерват, другая часть разбирала добычу на кусочки и смотрела, что пригодится, а что нужно выбросить, третья – начала на всех вырабатывать энергию. Были внутри коацерватов белки, которые работали дворниками: они все ненужное из коацервата наружу выбрасывали. И так у них все здорово наладилось, что прямо не куча белков, а целая работающая фабрика получилась. Эти коацерваты – умные, толстые и довольные – на других свысока поглядывали. Еще бы – они жили лучше всех, плавали быстрее всех, кушали вкуснее всех. Белки в них были разные – для движения, для питания, для всего, что в жизни нужно. Плавали и приговаривали: «Кыш с дороги, а то проглочу!» Маленьким обыкновенным коацерватам это обидно было, вот они и дразнились, отбежав в сторонку:

Все равно развалитесь.
Навек не останетесь!

Большим умным коацерватам эти дразнилки обидными показались, тем более что они понимали: действительно, придет время, белки состарятся и вся эта замечательная фабрика развалится. И говорили умные коацерваты сами себе: «Думай, коацерват, думай, как сохранить такую красоту, такое богатство».
А вредные глупые коацерваты все дразнились:

Зря ты все хлопочешь –
Больно много хочешь!

– Дурацкие дразнилки, – думал Большой Коацерват. – Но что же мне делать? Я чувствую, как стареют мои белки. Скоро они уже не смогут так здорово работать, начнут ошибаться, я ослабею, и меня растащут на части другие коацерваты – вон их сколько плавает!
Действительно, океан кишмя кишел коацерватами. И каждый из них думал, как бы отщипнуть что-нибудь от соседа, в крайнем случае выхватить из-под носа какой-нибудь лакомый кусочек. Но недаром этот коацерват был самым умным. Знаешь, что он придумал?
– Что? – чуть слышно спросил Тимоша. Он сидел, приоткрыв рот, и увлеченно слушал странную и удивительную сказку.
– Он решил построить новые белки, точно такие же, какими были старые. Чтобы эти молодые белки работали точно так же, как старые, но быстрее, лучше, без ошибок, как старые в молодости. А когда они состарятся, можно было бы сделать новые белки, и так без конца.
– Здорово! – воскликнул Тимоша. – Гениально придумано! Ну и как, получилось у них?
– Еще как получилось – появилась клетка! – отозвался Женя. Он был рад так, словно это была его идея. – Со времен тех коацерватов все живые существа умеют создавать себе подобных.
– Женечка, – взмолился Тимоша дрожащим голосом, – ты все умеешь. Давай как-нибудь на это посмотрим!
– Ну, это элементарно, – важно произнес Женя. – Нужно только сделать фотоуменьшитель.
– А на что это похоже?
– Ты видел у папы фотоувеличитель, чтобы фотографии печатать? Он все увеличивает. А если его перевернуть наоборот, то получится фотоуменьшитель. Он нас уменьшит, и мы залезем в какую-нибудь клетку. Посмотрим, что там делается.
– В живую? Она что, бегает и решетками гремит?
– Не гремит, успокойся. Проще говоря, мы поймаем за хвост какого-нибудь микроба и залезем к нему внутрь.
– Микроб – это от которого все болезни? – Тимоше идея нравилась все меньше и меньше.



– Микроб – это такое малюсенькое существо, состоящее из одной клетки. Можно сказать, что он – прапрапраправнук тех самых коацерватов. Вот мы и посмотрим, как в нем все устроено. А болезни тут ни при чем. Вовсе не из-за всех микробов заболевают. Есть микробы вредные, а есть и очень полезные...
Это сообщение успокоило Тимошу, и он стал готовиться к новым приключениям. Но тут ребят позвали ужинать.
Шестая сказка

Был чудный день – воскресенье. Папа с мамой ушли по своим взрослым делам. Женя проснулся, рывком скинул одеяло и разбудил брата.
– Тащи скорее фотоувеличитель, пока никого нет!
– А вдруг папа узнает, что мы его без разрешения брали?
– Как он узнает? Мы поиграем и на место поставим, папа и не заметит.
– Раз нам из фотоувеличителя нужно сделать фотоуменьшитель, значит, и ставить его надо наоборот, вверх ногами, – сказал Тимоша.
– Правильно, – согласился Женя. – Переворачивай!
Но фотоувеличитель стоять вверх ногами не хотел. Пришлось подпереть его с двух сторон стульями.
– Готово! – произнес наконец Женя. – Включай.
Тимоша воткнул вилку в розетку. Внутри прибора загорелась лампочка.
– Вот видишь, такая щелочка под линзой, – показал Женя. – Сейчас мы туда залезем и уменьшимся.
Он протянул к щелочке руку и прижал к ней пальцы. Тут же раздалось гудение, как в пылесосе, и руку Жени стало засасывать в волшебную щель. Следом за рукой начал засасываться и весь Женя.
– Женя! Куда ты? – закричал в страхе Тимоша, хватаясь за брата.
Но уже ничего нельзя было сделать. Вслед за Женей коварный прибор втянул в себя и Тимошу. От страха и неожиданности мальчики зажмурились, а когда открыли глаза, то не узнали своей комнаты. Они были в каком-то другом, совсем неизвестном мире.
Они стояли, прижавшись к фотоуменьшителю, который высился за их спинами, словно гора, и с удивлением осматривались. А вокруг копошилось множество невиданных существ.
– Смотри, – показал Тимоша. Глаза его были совсем круглыми. Женя повернул голову и увидел, как мимо проползла сосиска с усами. Сверху, извиваясь, пролетело нечто, похожее на поезд.
– Кто это? Что это? – удивленно спросил малыш.
– Это микробы, – ответил Женя.
– Микробы же маленькие, – возразил Тимоша. – Такие маленькие, что их даже не видно. А эти какие-то огромные. Я их боюсь.
– Не бойся, – смело ответил Женя. – Если что, мы в фотоуменьшитель прыгнем: раз – и дома. А огромными они нам кажутся потому, что мы очень уж уменьшились.
Мальчики стояли и смотрели. Микробов вокруг было великое множество. Они были самые разные: длинные и короткие, толстые и плоские, с ножками, жгутиками, мохнатые, лысые. Были закрученные в спираль, полукруглые, как запятая, и квадратные. Одни ползали медленно и чинно, другие метались, как угорелые. Некоторые микробы спали. А были микробы, которые цеплялись за пылинки (огромные такие пылинки!) и порхали на них вверх и вниз. Дремали, болтали, щелкали семечки...
– Безобразие, – сказал Тимоша, – эти микробы семечки щелкают, а шелуху куда попало разбрасывают. Смотри, сколько грязи от этого.
– Вот поэтому люди и говорят, что от микробов много вреда... Знаешь что, – предложил он вдруг, – давай покатаемся на каком-нибудь хорошем микробе, посмотрим, как у них тут живут в микробьем царстве.
– Давай, – согласился Тимоша.
Как раз мимо пролетал большой мохнатый микроб. Женя скомандовал:
– Раз, два, три. Прыгай!
Мальчики вцепились в микроба. Потом забрались к нему на спину и удобно устроились там. Микроб медленно поплыл по воздуху. Братья резвились вовсю: сталкивались с пылинками, хватали встречных микробов за усы и за ножки, дразнили их, корчили рожи и даже приплясывали, стоя на своем необыкновенном коне.
Вдруг вспыхнул пронзительный голубой свет. Мальчики зажмурились, отвернулись, закрыли лица руками.
– Что это? – пискнул Тимоша.
– Не знаю, – растерянно отозвался Женя. – Ты только посмотри, что происходит?!
Один за другим микробы погибали: повисали, свесив лапки, или падали вниз комочками. Микроб, на котором сидели дети, тоже задергался в предсмертной судороге и стал падать.
– Держись! – закричал Женя. – Сейчас разобьемся! – и он схватил Тимошу за руку. Другой рукой ему удалось ухватиться за выступ пылинки, пролетавшей мимо них. Хорошо, что они были такие маленькие и почти ничего не весили – им удалось на ней удержаться. Сидя верхом, ребята наблюдали повальную гибель микробов.
– Я знаю, что это такое, – догадался наконец Женя. – Это мама бактерицидную лампу включила. Помнишь, она говорила, что эта лампа от микробов.
– Помню, – подтвердил Тимоша. – А я-то все думал, как это микробов лампой убивают. По голове их этой лампой бьют, что ли? Вот теперь увидел как.
Микробов вокруг оставалось все меньше и меньше, но зато стало заметно, как много вокруг пыли. Пылинки летали огромные, как валуны, как дома, как большие вагоны, сталкивались друг с другом и разлетались в разные стороны. Какая-то пылинка налетела на пылинку ребят, они закружились, как на карусели. Тимоша чуть не упал. Хорошо, что Женя успел его подхватить.
Наконец синий свет погас. Но тут же раздались страшный шум и вой. Мальчикам стало не по себе. Они испугались еще больше, когда увидели, что все пылинки выстроились рядами, как солдаты на параде, и помчались в одну сторону.
– Пылесос включили, – догадался Женя. – Надо спасаться.
Они пролетали мимо какой-то горы. Скорее всего, это был шкаф. Женя ухватился за выступ и втащил Тимошу на площадку с пещерой.
– Все-таки хорошо, что мы так уменьшились, – сказал он. – Теперь мы даже на гладком шкафу пещеру найти можем!
Тимоша промолчал. У него было другое мнение о том, хорошо или плохо, что они уменьшились до таких размеров, но он не хотел ссориться с братом.
Из укрытия мальчики наблюдали, как пылинки мчались мимо.
– Спасены! – пробормотал Женя. – Ну и мама, придумала, когда уборку делать! Чуть было нас в пылесос не засосала!
– Как бы она фотоуменьшитель не убрала, – вздохнул Тимоша. – Она так любит все убирать. А как мы тогда домой вернемся?
– Действительно, – ахнул Женя. – Давай-ка поищем его.
Но сколько они ни бегали, сколько ни искали, фотоуменьшителя им найти не удалось...


Битая ссылка

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

Категория: Биологические сказки | Добавил: litechko | Теги: сказка про клетку
Просмотров: 999 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Гость



Группа:
Гости
Время:10:11

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск

Новости сайта
Последние новости
Амеба


Євглена зеленая

Последние новости
Инфузория

Последние новости
Аппликация из спилов веток

Последние новости
Однодольные

Последние новости
Папоротевидные

Последние новости
Разнообразие водорослей

Последние новости
Антони ван Левенгук

Последние новости
Программированный опрос Тема: Пищеварение.

Последние новости
Закончить предложение

Последние новости
Тема: Кровообращение.

Последние новости
Чудо регенерации планарии

Последние новости
Небесные охотники. Мир стрекоз

Последние новости
Мир природы. Бабочки

Последние новости
Очарование природы - Семь сезонов.


Доска почёта






Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня сайт посетили:


» Зарег. на сайте
Всего: 629
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 3
Модераторов: 1
Модератор форума:
Проверенных: 0
Пользователей: 625
» Из них
Мужчин: 124
Женщин: 505

PR-CY.ru

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz